Аул Гривенный - Гривенско-Черкеская станица

АУЛ ГРИВЕННЫЙ. ГРИВЕНСКО-ЧЕРКЕСКАЯ СТАНИЦА.

"Небольшая загадка", в связи с недостатком исторической информации. Но думаю дело поправимо, если взяться с Божьей помощью и всем миром :

Вопрос для обсуждения !!! :
По всем описаниям и ссылкам на географические привязки - поселение располагалось вдоль Ангелинского Ерика, между нынешними хутором Лебеди и станицей Новониколаевской .
При этом есть в исторических описаниях заблуждения - Гривенский аул на месте станицы Гривенской :

Грунэхьабл (Грунехабль) — ст. Гривенская, расположена на правом берегу р. Протока. Рассказывают, что после Бзиюкской битвы (см.) из Шапсугии ушел дворянин Аслан-Султан Шеретлуков со своими подданными. Не примирившись с поражением и не подчинившись условиям шапсугских крестьян, он обосновался в Гривенской. Его предки проживали в этой станице до Великой Октябрьской социалистической революции. После победы социалистической революции многие из них переселились в Адыгею.
http://toponymy.ru/glossary-vg/
( Заблуждение - станица Новонижестеблиевская уже существовала, Ангелинский ерик в Гривенской не проходил ?).

К казачьей топонимии Черномории можно отнести и название Гривенско-Черкесского аула (Гривенско-Черкесской станицы), основанного черкесами, перешедшими на сторону России и записанными в казачье сословие. В 1799 году они во главе с Султаном Шеретлу-Оглу переселились в урочище Ангелинский ерик, в 60 верстах от Кубани. И в наше время жители хутора Лебеди указывают место в излучине Ангелинского ерика под названием "Черкесский сад", вероятно, остатки микротопонимии Гривенско-Черкесского селения. Гривенским горское селение было названо потому, что вблизи аула была казачья станица Новонижестеблиевская, прозывавшаяся в народе Гривенной.
http://slavakubani.ru/download.php?type=1&sort=0&id=1476&i=2


Теперь сам вопрос : почему станицу Новонижестеблиевская, казаки переименовали в Гривенскую ???
Давайте обсудим, присылайте свои версии на почту : safanu@mail.ru

Теперь все что собрали :

Аул Гривенский .
1799 - аул Гривенский
1842 - переименовали в Гривенско - Черкесскую станицу
1848 - упразднили и расселили


ПРЕДЫСТОРИЯ ПОСЕЛЕНИЯ ГРИВЕНСКОГО АУЛА :

...... В самом конце 1794 г. бжедухские султаны Аслан-Гирей и Девлет-Гирей подали войсковому судье А. Головатому письмо, в котором заявляли о своем желании вместе с дворянами принять русское подданство. Это намерение они мотивировали тем, что в прошлом они привыкли считать себя подданными крымских ханов, но теперь, поскольку Крым присоединен к России, они считают себя перешедшими в подданство русской государыни. Однако переход в русское подданство султаны пожелали сопроводить получением некоторых гарантированных привилегий. Обращаясь к А. Головатому, они писали: «Добрый наш сосед и истинный друг! Покорнейше просим Вас кому следует представить, чтобы позволено было купечествующим людям с нашей стороны переезжать в российские места для торгового промысла, а из россиян в наши места беспрепятственно, да и позволено бы нам было брать соль, и на что снабжены мы были от России письменными документами».
Вскоре к этим просителям присоединились и другие бжедухские владельцы.

Главную роль среди просителей играли князь Бат Гирей и вышеупомянутый султан Аслан-Гирей. Последний вместе со своими дворянами даже разработал подробные условия, которые должны были лечь в основу новых отношений с Россией адыгейских князей и дворян, принявших русское подданство. В условиях говорилось, что присягнувшие князья обязуются поддерживать мирные отношения в пограничной полосе и участвовать, если понадобится, в военных операциях русских войск против враждебных горцев за Кубанью, а в случае же возникновения новой войны России с Турцией вести совместные действия против турецких войск. Кроме того, в условиях заключалось требование не принимать переходящих из-за Кубани рабов и крепостных адыгейских владельцев.

Екатерина II сочла нужным вызвать в Петербург представителей от подавших просьбу адыгейских князей. Однако открытого согласия на принятие в русское подданство бжедухских князей и дворян она дать не решилась. Ее связывали условия мирного договора 1791 г. с Турцией: удовлетворение желания просителей «завело бы в неприятные объяснения и хлопоты с Портою Оттоманскою, подав ей причину укорять нас нарушением заключенного с нею трактата».

В результате было принято компромиссное решение. Как сообщалось в ордере графа Платона Зубова от 9 мая 1795 г. на имя войскового судьи Черноморского войска А. Головатого, присяга от бжедухских князей и дворян российскому правительству «принята быть не может», но «спокойное пребывание их в настоящих местах, сохранение на границе тишины и воздержание подвластных им народов от... беспорядков будет столько же благоугодною... государыне жертвой, как бы и принесение самой присяги, и что, оставаясь в таковом мирном соседстве, могут они твердо надеяться на высочайшее покровительство и вспоможение в их надобностях, как бы и самые ее величества подданные. В доказательство же сего... к ним благоволения по прошению князя Аслана и всех хатукайских мурз позволить конским табунам их ради избавления от похищений, чинимых часто абадзехами, ходить на пастве на землях войска Черноморского с платежом казакам».
В последний год своего царствования Екатерина II, не отменяя формально сделанного ею ранее распоряжения о непринятии в русское подданство выходящих из-за Кубани адыгов, сочла нужным, однако, дать особое предписание, фактически сводившее его на нет. Учитывая в дальнейшей политической перспективе неизбежность новых войн с Турцией, объектом которых должен был стать и Кавказ, она выдвинула план заселения Крыма закубанскими выходцами. Будучи поселены в Крыму и поставлены там в очень выгодные материальные условия, они являлись бы надежным оплотом царского правительства.

В беседах с перешедшими войсковому атаману надлежало объявлять, что при поселении в Крыму они получат землю, денежную помощь и в течение первых десяти лет будут избавлены от несения всяких государственных повинностей. Во избежание претензий со стороны турецких властей в Анапе атаман Черноморского войска должен был отправлять их «скромным образом в Симферополь».

Вступивший вскоре на русский престол Павел I вначале не счел возможным изменять официальную тактику Екатерины II по вопросу об отношениях с закубанскими князьями и дворянами, то есть на просьбы о принятии в русское подданство отвечать отказом.

Однако непрекращавшаяся вражда между отдельными адыгейскими племенами и борьба между владельцами некоторых аулов постоянно заставляла потерпевших поражение вместе с их семьями бежать на русскую сторону и, не считаясь с запрещением, переходить через Кубань. На предложения царской администрации уйти назад они обычно отвечали категорическим отказом, заявляя, что жилища их заняты врагами и что деваться им все равно некуда. Доставленные в канцелярию войскового атамана, они давали, как правило, один и тот же стереотипный ответ: «...ежели вскорости Россия нас на жительство к себе добровольно не примет, то мы будем через реку Кубань к вам переправляться и без позволения начальства, а вы с нами что хотите, то и делайте».
Войсковые власти, зная, какими серьезными последствиями для них грозило открытое неповиновение воле Павла I, довольно длительное время пытались твердо выполнять его распоряжение и отказывали в приеме переправлявшимся через Кубань. В делах, относящихся к 1797 и первой половине 1798 г., имеется большое количество описаний пограничных инцидентов, связанных с этим отказом. Задерживаемые на берегу умоляли спасти их от гибели, а семьи от рабства. Были случаи, когда люди в отчаянии бросались в воду. Создавалось крайне тяжелое положение, приводившее к ненужной напряженности пограничной обстановки. Оно не могло долго продолжаться и со второй половины 1798 г. начало нарушаться. Если можно было избежать огласки, то войсковая администрация, не давая знать в Петербург, разрешала вышедшим селиться в ближайших прикубанских аулах, удаленных от места их прежнего жительства.

В качестве примера можно привести случай с дворянином Шостен-Али. В апреле 1798 г. он с семейством, родственниками и крепостными крестьянами переправился через Кубань у Екатеринодара. Все усилия заставить его вернуться остались безуспешными. Когда прибывший на место происшествия войсковой атаман Т. Котляревский приказал силой отправить людей обратно на левый берег Кубани, то Шостен-Али заявил ему: «Не пойду, а ежели хочешь, топи меня, все семейство и подданных», объясняя при этом, что его родина занята уже неприятелями, жаждущими его гибели. Шостен просил принять его в русское подданство или разрешить ему под защитой русских кордонов на лодках доплыть до Усть-Лабы, поблизости от которой у него имелись приятели. Т. Котляревский при всей осторожности вынужден был удовлетворить эту просьбу.

Вслед за Шостен-Али в результате новой вспышки межплеменной вражды за Кубанью на русскую сторону устремились целые сотни беглецов, и войсковому начальству снова пришлось обратиться с запросом в высшие инстанции. Павел I, отступив от сделанных им предписаний, лично разрешил султану Али-Шеретлуку поселиться на русской территории. Вслед за этим довольно легко давались разрешения на переход и другим закубанским владельцам.

Переход некоторых адыгейских князей и дворян на русскую сторону и стремление принять русское подданство, однако, не всегда означали твердое намерение не возвращаться обратно. Их очень мало устраивал полный отрыв от привычных условий жизни и отношений, оставленных за Кубанью, и естественно, что как только изменялась политическая обстановка, заставившая их перейти на русскую сторону, так сейчас же просившие убежища князья и дворяне готовы были вернуться и даже бежать. Так, например, в 1799 г. бежал за Кубань шапсугский дворянин Явбук-бей, поселенный вместе с султаном Али-Шеретлуком на Ангелинском ерике, Подобные случаи часто имели место. Главная причина заключалась в том, что на переход через Кубань многие дворяне смотрели как на временное состояние, видя в пребывании на русской территории лишь средство выждать для себя изменение обстановки за Кубанью к лучшему. Это обстоятельство было скоро понято местными русскими властями и доведено до сведения Павла I, который повелевал отказывать им.

Однако никакие запрещения по-прежнему не могли пресечь переходов, и местное военное начальство, не будучи в состоянии после такого распоряжения открыто принимать искавших убежища, старалось устраивать их на жительство в прибрежных закубанских аулах. Владельцы этих аулов поддерживали с войсковым начальством постоянные добрососедские отношения, что объяснялось их заинтересованностью в торговых отношениях на линии кубанской границы, в которых они играли роль посредников.

Любопытна сохранившаяся переписка между атаманом Ф. Я. Бурсаком и некоторыми закубанскими князьями. Большая часть писем, отправленных ими, писалась мусульманским духовенством или же их женами и дочерьми на арабском языке, а сам отправитель прикладывал лишь свою печать в удостоверение подлинности текста. Однако довольно часто закубанские князья и дворяне обзаводились собственными секретарями из числа пленных или беглых русских солдат, которые и вели всю их переписку и бухгалтерию по торговым операциям и сборам. В начале же XIX в. многие князья и дворяне Уже сами умели читать и писать по-русски и собственноручно писали письма войсковой администрации.

..... Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой борьбе дворянства с народом.
Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 г. бзедухи, с подмогой от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой стояли в стороне, не сделав ни одного выстрела ), одержали над Шапсуги решительную победу на берегах Бзиюкозауо (см.Бзиюкская битва ).

Долго после того ещё продолжалась борьба, лилась кровь и истреблялось имущество Шапсуги и бжедухов; наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу.

....... стали завидовать жизни Абадзехов и с той поры название тльфокотль сделалось почетным названием, приличным народу, не управляемому аристократией. Впоследствии шапсугские дворяне, войдя в сношения с бывшими своими подвластными, получили от них позволение поселиться на своих пепелищах с условием - подчиниться общему народному управлению, но Али Султану Шеретлукову, главному виновнику бедствий народа и гибели его в бзиюкской битве - разрешения не последовало. Он вторично ездил в Перербург и испросил у Императрицы Екатерины ll дозволение поселиться с своими приближенными на землях войска Черноморского. От этого поселения возникла нынешняя Гривенская черкесская станица.

........Небольшая часть шапсугских дворян во главе с султаном Али-Шеретлуком не примирилась с таким положением и предпочла перейти к русским. Переход был разрешен в 1799 г. личным распоряжением Павла I. Выходцы были поселены в специально основанной для них черкесской станице.

1799 г. По распоряжению Павла I основана станица Гривенская. Население составляют беглые адыги во главе с шапсугским дворянином - султаном Али Шеретлу.
Адыги, жители этой казачьей станицы и селения Ады, были включены в состав казачьего войска царской армии и несли военную службу.
http://www.svastour.ru/uaz/istoriya.htm

Вопрос : так кто все таки разрешил - Екатерина || или Павел | ?
Надо уточнять !


ПЕРИОД РАЗВИТИЯ. 1799 - 1848 г.

Как писали первые историки Черномории Я.Г. Кухаренко и А.М. Туренко: «Черкесы же, пожелавшие перейти к нам, помещены в Екатеринодарской округе при курене Гривенском на речке Ангелике, которые впоследствии времени, желая верно служить России, добровольно поступали в черноморские полки и, разделяя с казаками по-братски все труды и опасности, с одинаковым усердием охраняли наши границы от набегов…» [1].

В том же втором томе «Истории Кубанского казачьего войска» Федор Андреевич Щербина пишет: «Аул Гривенский был расположен по обеим сторонам Ангелинского ерика и растянут по его берегам версты на три. В нем жили представители различных племен: натухаевцы, шапсуги, абадзехи, татары, армяне и греки. Среди них, по свидетельству документов за 1847 г., было много дворян и князей; были также в небольшом числе лица, пользующиеся за Кубанью правами свободного состояния. Но главную массу населения составляли беглые черкесские крестьяне, находившиеся на родине в крепостном или рабском положении. В Черномории они были свободны, не несли никаких обязанностей и пользовались всеми правами войсковых жителей».
http://slavakubani.ru/read.php?id=4763


......В 1799 г. на Ангелинском ерике близь куреня Новоджерелиевского возник аул Гривенский. Первоначально в нем поселилось ‘138 душ обоего пола’, принявших российское подданство. Этот аул являлся многонациональным поселением, в котором жили черкесы и ногайцы, а затем и закубанские армяне и греки. Численность армянского населения в нем постепенно росла. В 1840 г. сюда переселилось семейство Ованеса Айвазова, а в 1842 г. - еще 5 человек-армян. Вышеприведенные данные далеко не единичны. В 1842 г. Гривенский аул был переименован в Гривенско-Черкесскую станицу, а в 1846 г. его жители зачислены в войсковое сословие Черноморского казачьего войска. Но уже через год командующим войсками на Кавказской линии и Черномории генералом от кавалерии Н.С. Заводовским был разработан план расформирования Гривенско-Черкесского поселения. Согласно проекту, предполагалось переселить черкесов в Новоджерелиевскую станицу, а греков и армян - в разные поселения ‘за сто верст от Кубани’. Упразднение станицы началось в 1848 г. В это время в Гривенско-Черкесском проживало 54 семьи черкесов, 26 (135 человек) - армян и 7 - греков. Последние изъявили желание поселиться “совокупно в станице Переясловской, или, кто пожелает, Деревянковской…” Прошение было удовлетворено: греки и армяне переселились в Переясловскую.
http://fca.narod.ru/kuban.html


ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИЗ - ЗА КУБАНИ:

Шапсуги остались до конца злейшими врагами России и покорились последними. К тому же они скоро потеряли свою некогда яркую самобытность и стали жить жизнью беспорядочной разбойничьей шайки. Дело в том, что, разрушив в революционном порыве все свое общественное устройство, они после так уж и не могли построить прочного порядка. И в этот несчастный край, как в лишенный изгороди двор, со всех сторон стали собираться, сперва поодиночке, а потом и целыми караванами, беглецы, все беспокойные и преследуемые в своем обществе и племени люди, убийцы, воры и всякие оскорбители народных нравов и нарушители чужих прав. Оставив обычаи того племени, к которому они принадлежали прежде, эти пришельцы не находили на новом месте ни прочных законов, ни обычаев, потому что шапсугский народ сам находился в совершенном брожении. Шапсугия стала обширным разбойничьим притоном для всех соседних племен, и беглецов из одной только Кабарды здесь водворились тысячи.
Лучшие люди Шапсугии скоро поняли начинающуюся гибель своего племени, и между ними возникла мысль отделиться от наносного сброда и даже действовать против него в союзе с русскими. С горячим негодованием и скорбным сетованием говорили они о позоре своей родины, превращенной буйством народа в притон воров и разбойников. "Если бы вы поставили, — говорили они впоследствии русским, — два-три укрепления впереди Кубани, все настоящие, родовые шапсуги стянулись бы и сели позади этих укреплений, чтобы вместе с вами принудить необузданный сброд подчиняться порядку". К сожалению, мысль эта не нашла сочувствия со стороны кавказского начальства, которое не верило ее осуществимости. А между тем, по словам старожилов, она имела все шансы осуществиться легко и прочно, чему примером может служить Гривенская станица Черноморского войска, которая населилась именно шапсугами, не сочувствовавшими анархическому движению своей родины.

10 сентября 1827 г. на Чернолесский (Новоекатерининский) меновой двор прибыла депутация от шапсугов, живших на реках Иль, Гапль, Бугундир, Антхир и Абин, в лице уполномоченных старшин Хапача и Лепсегача. Депутаты привезли прошение о том, чтобы шапсугам, жившим на этих реках, была разрешена свободная торговля на русских меновых дворах, находившихся против шапсугской территории. В прошении указывалось, что шапсуги находят для себя гораздо более выгодным вести торговлю с Россией, «нежели с турецкою державою, по той причине, что одни только достаточные у них жители могут пользоваться меною от Анапы, доставляя им одно коровье масло, мед и воск. Бедные же, не имея у себя таковых довольствий, должны для необходимых своих нужд в вымене от Анапы лишаться последнего своего имущества. При самых необходимых случаях принуждены будут пустить в продажу детей, что для них невыгодно. От России же они признают удобнейшим и легчайшим способом получать все нужное для себя через вымен леса, лесных овощей, хлеба, рогатого скота и протчего по ближайшей с ними российской черты границы, соседственного обзаведения, хлебопашественного занятия и скотоводства без всякой для них тягости и охотно могут производить мену: и всякий беден останется довольным, если только от России на меновых шапсугских, как-то: Великолагерном и Чернолесском дворах сверх соли будут устроены лавки с товарами: холщовыми, юхтовыми и протчими, которые для них необходимо нужны, и как от России получают просимые от них выгоды, то к присяге анапскому паше не приступят, и что некоторые, от присяжных узнавши об открытых в России меновых дворах, присовокупляются уже к неприсяжным, и по времени от присяги все откажутся для условия в согласии такового производства мены с Россией».
Вскоре прибыла новая депутация шапсугов в количестве 24 человек от имени тех аулов, которые числились официально присягнувшими Турции. Депутаты заявили, что шапсуги отказываются от турецкого подданства и присяги, принесенной ранее анапскому паше, «оставив оную без всякого действия», и желают «мирного и любовного с Россией условия, с тем чтобы пользоваться от России произведением мены разному товару невозбранно без всякой обиды».

Разрешение беглым рабам и Крепостным обосноваться в левобережных мирных аулах способствовало увеличению вблизи укреплений адыгского населения, которое в силу своего положения должно было оставаться верным русскому правительству, так как всякий переход выходцев на занятую их соплеменниками территорию, откуда они бежали, грозил им новой потерей свободы.
Гривенская черкесская станица была основана по распоряжению Павла I в феврале 1799 г. около устья р. Ангелинки покинувшим родину шапсугским дворянином — султаном Али Шеретлу Оглы. Адыги — жители этой станицы, так же как и селения Ады, были включены в состав казачьего войска и несли военную службу. В течение первых двух десятилетий XIX в. беглым предоставлялась довольно широкая возможность выбора нового места жительства. Турецкое правительство решительно настаивало на прекращении приема русскими властями беглых рабов и крепостных. В разгар Отечественной войны, 27 сентября 1812 г., Александр I вынужден был по дипломатическим причинам подписать распоряжение о том, чтобы не принимать «из заграницы, как из Анапы, так и черкесских селений, яко под владением турецким состоящих, людей за исключением русских пленников».

В октябре того же 1821 г. Ермолов приказал «принимать выбегающих из-за Кубани, подвергающих себя покровительству и вечно подданству российского престола людей». Тогда же он разрешил освободить содержавшихся под арестом в г. Екатеринодаре беглых адыгских крестьян и водворить их на жительство в Гривенской станице.



КОНЕЦ СТАНИЦЫ ГРИВЕНСКО - ЧЕРКЕССКОЙ.

... И вместо ответа на вопрос, Правление пускается в разглагольствования: указывает, что одно из требований - о даче сведений о правобережных горцах - невыполнимо, так как они уже переселены. Здесь разговор ведется, скорее всего, об ауле Гривенском, расположенном на берегах Ангелинского ерика. В нем жили в основном поселенные еще ранее представители различных горских племен - натухайцы, шапсуги, абадзехи; кроме того, жили татары, армяне и греки. Были они в основном выходцами из беднейших, крепостных слоев населения Закубанья. Здесь, в Черномории, они были свободны, не несли никаких повинностей и пользовались всеми правами войсковых жителей. Такое хорошее положение привлекало в аул все новых и новых переселенцев из-за Кубани, и в 1847 г. аул имел уже до 462 душ мужского населения. Присутствие их на землях казачьих станиц стало стеснять последние. Генерал Г. А. Рашпиль еще в 1845 г. докладывал высшему военному начальству, что, вследствие усиливавшейся эмиграции горцев казаки стали ощущать заметный недостаток в земельных угодьях, особенно жители станиц Пашковской и Старокорсунской. В 1846 г. генерал Рашпиль настоятельно просил Н. С. Заводовского прекратить дальнейшее заселение мирными черкесами правобережной прикубанской полосы и указывал на неуместность хуторов десяти черкесских дворян, стеснявших вместе со своими подданными жителей казачьих станиц в землепользовании [31].
В том же 1846 г. было сделано распоряжение о предоставлении мирным черкесам права выселения из аулов Адды и Гривенского на казачьи земли не ближе ста верст от Кубани, а хуторян черкесов, сидевших на юртах станиц Старокорсунской и Гривенной, приказано было совсем выселить.
В тоже время, приговором 21 сентября 1847 г., общество станицы Новониже-стеблиевской, возбудило ходатайство о выселении из ближайшего к станице аула Гривенского черкесов, армян и греков, захвативших земли станиц и стеснивших в этом отношении казаков. Пришедший к такой же точке зрения генерал Г. А. Рашпиль просил 18 ноября 1847 г. у Н. С. Заводовского разрешения полностью ликвидировать Гривенский аул и расселить его жителей по черноморским станицам не ближе ста верст от Кубани. Ходатайство генерала Г. А. Рашпиля было поддержано вышестоящим начальством, и 29 декабря Главнокомандующий Отдельным Кавказским корпусом разрешил расселить этот аул - черкесов отправить в станицу Новоджерелиев-скую, а греков и армян расселить по различным станицам, расположенным не ближе 100 верст от Кубани [32].
http://allydota.ru/item/items729187.html


И ВСЕМУ ЭТОМУ ПРЕДШЕСТВОВАЛИ ГРИВЕНСКИЕ СОБЫТИЯ,
Волнения адыгов-казаков Черноморского войска в 1844—1846 гг.


Казаки-адыги, служившие в Черноморском казачьем войске, жили в особой станице Гривенской и селении Ады, занимаясь земледелием и скотоводством.
Довольно быстро среди них стала проявляться резкая имущественная дифференциация, и зажиточные казаки-адыги охотно использовали в своем хозяйстве дешевый труд беглецов-новоселов, которые оказывались в очень тяжелом материальном положении. Главным источником их существования в течение первого года жизни на русской территории было небольшое денежное пособие, выдававшееся от казны. Естественно, что они вынуждены были искать пристанища в хозяйстве богатых старожилов и работать у них на кабальных условиях.

Главную роль в жизни населения станицы Гривенской играли офицеры-адыги из числа дворян, перешедших на сторону царизма. Они не могли отказаться от привычных для них социальных воззрений, рассматривая рядовых казаков как «скопище пшитлей», и упорно не желали признавать свою «казачью односословность» с ними. Этот конфликт был отражением на русской территории тех социальных коллизий, которые происходили за Кубанью и которые приводили там к кровопролитным битвам.

Начало недовольства казаков станицы Гривенской связано с действиями полковника (позже генерал-майора) Пшекуя Могукорова. Этот адыгский дворянин на русской службе пользовался большим доверием командования и выполнял ответственные поручения.

Рост хозяйственного благополучия Могукорова начался с того, что он в начале своей карьеры, в 1822 г., из партии захваченных за Кубанью пленников часть взял себе, а часть отдал жившему на Тамани есаулу султану Селим-Гирею. Пленные, попавшие к Могукорову, в качестве якобы вновь приобретенных им крепостных были поселены в его доме, но не были зачислены в казачье сословие. Кроме того, Могукоров присвоил себе отпущенные им от казны скот, пестрядь, сукно и овчины. Используя труд пленников в своем хозяйстве, он начал истощать их непосильной работой и довел до полного изнеможения. Официальное донесение довольно образно рисует состояние этих людей, говоря, что они, находясь «в собственном доме г-на Могукорова, крайне изнурены, как через одеяние, так и через побои». По существу, пленные адыги были превращены в полных и безответных рабов Могукорова. С садистской жестокостью Могукоров выгонял маленьких детей из дома, разрешая им ночевать лишь в холодных сенях. Это привело к тому, что один шестилетний ребенок, «будучи полунагой, искал убежища от стужи около огня и, оставшись в ночи один около мечета (печь.— М. П.), который был натоплен с вечера, и не бывши никем взят в хату, от принуждения стужи влез в мечет, коего, к сожалению, и нашли на другой день поутру рано испеченным».

Этот случай вызвал сильное негодование среди адыгского казачьего населения станицы Гривенской, и есаул Гусаров, враждовавший с Могукоровым на личной почве, воспользовался им для того, чтобы возбудить против него дело. Так как Пшекуй Могукоров обладал значительным влиянием и поддержкой русских военных властей, то следствие над ним тянулось безрезультатно до 1827 г., пока не умер есаул Гусаров. В целях оправдания Могукорова дворяне-адыгейцы станицы Гривенской дали ложное показание о том, что пленные, находившиеся у Могукорова, будто бы были полностью удовлетворены как вещами, так и рабочим скотом и не терпели от него никаких притеснений.

Такая позиция их объяснялась тем, что они, подобно Могукорову, в обход существовавших законоположений также обратили в своих крепостных 120 пленных адыгов и жестоко эксплуатировали их труд.

Более того, пользуясь привилегированным и по существу бесконтрольным положением в «азиатской станице», они повели наступление и на казачьи права ее рядовых казаков-адыгов, стесняя их землепользование, расширяя площадь собственной запашки, сенокосов, пытаясь закрепостить отдельные малоимущие казачьи семьи.
Могукоров после смерти есаула Гусарова самовольно отстранил выборную станичную администрацию от производства дел и, присвоив себе распорядительную власть, заявил казакам, что по воле высшего начальства он отныне их «начальник», которому они должны повиноваться. Взяв бразды правления в свои руки, Могукоров отменил выборность станичных должностных лиц и стал назначать их по личному усмотрению. Окружив себя преданными людьми (сотник Гусейн, прапорщик Дако Ногай, хорунжий Гацук) и поручив им должности станичного атамана и станичных судей, он выделил себе лучшие земельные угодья и запретил в них заниматься «сенокосами и хлебопашеством бедным простым черкесам, а в особенности выбежавшим из-за Кубани».

Одновременно с этим было ликвидировано гласное разбирательство дел в станичном правлении и заменено безапелляционными решениями самого Могукорова. До каких пределов доходил его произвол, можно судить по следующему случаю: сотник Гусейн избил казака Готпша Рождока, и когда тот, не выдержав побоев, изругал Гусейна, то Могукоров приговорил пострадавшего к уплате 250 рублей в пользу Гусейна за оскорбление.

Помимо эксплуатации собственных крепостных Могукоров заставил работать на себя новых поселенцев из числа беглых крестьян.

Беглый шапсугский крепостной крестьянин Пшеон Тлепсук жаловался во время следствия, что он после зачисления в списки казаков станицы Гривенской был взят Могукоровым в качестве работника, трудился у него два с половиной года и получил за это только пять рублей серебром. Попытка с его стороны напомнить, что он, Тлепсук, казак и «находится под покровительством русского правительства», привела лишь к тому, что Могукоров заявил ему: «Я твой бог и царь»(!). Не останавливаясь на этом, Могукоров пошел еще дальше. Он, как показали присланные в Екатеринодар депутаты, творил казакам-адыгам Гривенской «обиды отобранием незаконными путями не только имения, но даже жен и детей».

На почве подобных злоупотреблений столкновение между рядовой станичной массой и офицерской верхушкой стало неизбежным. Оно вызывалось, конечно, отнюдь не только одним произволом распоясавшихся офицеров во главе с Могукоровым, а и тем, что последние стремились возродить те формы общественного устройства, от которых бежало из-за Кубани составлявшее эту станицу население. Объективно это было не чем иным, как перенесением в среду адыгской эмиграции борьбы, которая кипела за Кубанью между знатью и народной массой.

Не будучи в состоянии формально закрепостить всех адыгов-казаков, гривенские офицеры пытались, однако, поставить последних в такие экономические и правовые условия, при которых их власть в качестве станичной администрации должна была мало чем отличаться от власти закубанских дворян в своих аулах. Открыто враждебные по отношению к народным низам настроения Могукорова как нельзя более отчетливо прозвучали в его заявлении, что ни один порядочный человек на него не жалуется, «а все такие, которые недавно выбежали из-за Кубани из-под крестьянства».

Волнения в станице начались в начале июня 1844 г. Группа рядовых казаков: Бату Ротук, Хабоху Борен, Балу Гапач Жаде, Сахут Керзечь и урядник Бзекочас Козик — взяла на себя инициативу организовать своих одностаничников и ходатайствовать перед начальством об отстранении от станичных дел полковника Могукорова.

Как и следовало ожидать, такому образу действий Могукоров (как только ему это стало известным) сразу же придал политический характер и демагогически обвинил организаторов движения в сочувствии мюридизму. Он стремился убедить войсковое начальство, что дальнейшее развитие событий в станице неизбежно приведет к превращению ее в укрепленный форпост мюридистского движения на русской территории.

12 июня делегаты общества Гривенской станицы в составе 2 урядников и 41 рядового казака прибыли в Тамань и подали просьбу об удалении Могукорова из станицы. Все 43 члена депутации имели ордена и медали за боевые заслуги.

Произведенное по распоряжению войскового атамана расследование не только полностью подтвердило жалобы жителей станицы Гривенской, но и внесло целый ряд новых деталей.

Казаки просили разрешить обществу станицы Гривенской «избрать из своей среды атамана и судей в станичные правители, а господину Могукорову воспретить самоуправство». Однако Могукоров был слишком крупной фигурой, чтобы его можно было так легко отстранить, и с ним приходилось считаться, тем более что он пользовался поддержкой со стороны почти всех дворян-адыгов станицы.

Понимая, что при сложившихся обстоятельствах нельзя действовать прежними методами одного административного террора, дворяне-офицеры сочли возможным стать на путь привлечения на свою сторону казачьей станичной верхушки, внушая ей мысль, что дальнейшее своеволие «черни» может стать опасным и для нее самой. Кроме того, они запугивали зажиточное население станицы Гривенской угрозами репрессий, которые неизбежно навлечет их участие в бунте. Это не могло не оказать действие, и группе Могукорова удалось отколоть от участия в движении некоторых богатых казаков-адыгов.

В ответ на это казаки станицы Гривенской в сентябре 1844 г. подали генералу Рашпилю докладную записку, в которой просили установить у них управление «по русскому закону». Эта просьба ярко отражала протест станичной массы против попыток реставрации адыгских феодальных форм зависимости, которые насаждал Могукоров вместе с дворянским окружением.

Как и следовало ожидать, высшее военное начальство не могло допустить падение престижа офицерского мундира, даже делая скидку на особенности Гривенской станицы. Командующий войсками Кавказской линии генерал-лейтенант Заводовский, ознакомясь с материалами следствия, признал жалобу казаков станицы Гривенской ложной и распорядился об административном взыскании полковнику Табанцу «за вмешательство в постороннее дело и нарушение законного порядка». Что же касается полковника Могукорова, «известного преданностию своею правительству, усердием по службе и заслугам», то его Заводовский распорядился объявить «оговоренным невинно».

Давая такое распоряжение, он бесцеремонно игнорировал заключение следственной комиссии.

Объявив Могукорова оклеветанным, войсковой атаман не решился, однако, сделать из такого решения выводов административного порядка по отношению к организаторам движения.

Офицерско-дворянская верхушка Гривенской, выйдя благополучно из довольно затруднительного положения, в каком она оказалась, немедленно постаралась выселить из станицы наиболее опасных зачинщиков сопротивления. С этой целью она обвинила их в буйстве и воровстве. Введенные войсковой администрацией в состав станичного правления новый атаман хорунжий Гацук Тотаюк и судья урядник Бейзрук Баронов принадлежали к дворянско-офицерской группировке и послушно проводили ее желания. Сообщение о их назначении 17 декабря 1844 г., вызвало бурный взрыв негодования «партии низшего класса» и сопроводилось столкновениями со станичной верхушкой, во время которых были тяжело избиты несколько человек из чиста сторонников офицерско-дворянской части населения станицы, разрушены их дома и хозяйственные постройки, сломана ограда у двора княгини Ахеджаковой и т. д. Вслед за этим большая группа казаков заявила находившемуся в станице представителю войсковых властей, что они не согласны с назначением хорунжего Гацука Тотаюка и урядника Бейзрука Баронова и повиноваться им не будут.

Примириться с таким положением русские военные власти не могли и немедленно стали на путь репрессий: «главнейшие из противящейся партии» казаки Бату Ротук, Гапач и. Товкмаш Жаде, Смаил Козик и Гучапс Борен были арестованы и под конвоем отправлены в Екатеринодар, но по дороге их догнали 70 человек вооруженных адыгов из числа сторонников и объединились с ними в станице Старонижестеблиевской. Русские конвойные казаки, сочувствуя повстанцам, не оказали сопротивления, и арестованные вместе со своими освободителями беспрепятственно возвратились в Гривенскую.

Дело принимало серьезный оборот. Генерал Рашпиль, понимая сложность создавшейся обстановки, не решился пустить в ход оружие.

Он вступил в переговоры с гривенским дворянством. Располагая громадным компрометирующим материалом, он заявил Могукорову и его сподвижникам, что кровавые последствия дальнейших событий лягут на них, и дал им понять, что на суде над повстанцами неизбежно вскроются все их преступления, которые не могут быть оставлены безнаказанными.

Здраво оценив обстановку, дворяне решили пойти на уступки. Они вынуждены были подать прошение об отмене назначенного наказания казаков станицы Гривенскои, им пришлось примириться даже с официальным разъяснением, что «полковник Могукоров не был начальником станичного правления и ныне начальствовать оным не должен».

Вместе с тем, оттеняя и подчеркивая господствующую роль дворянства крепостной России, где бы оно ни находилось, командование предписывало «бунтовщикам» испросить прощение у полковника Могукорова «за несправедливые жалобы, на него возведенные», и удовлетворить материально всех остальных, пострадавших от их «буйства».

В данном случае перед нами яркий пример проявления классовой солидарности русского самодержавия, избегавшего ущемления сословно-правовых полномочий своей социальной основы — дворянства.

Часть зажиточных казаков Гривенскои, не желавшая дальнейших осложнений и боясь их, примирилась с этим и стала уговаривать остальных также согласиться выполнить предъявленные требования. Но наиболее непримиримые из бывших адыгских крепостных решительно отказались идти на поклон к Могукорову. Гусейн Керзечь выступил с горячей отповедью. Он заявил, что противники Могукорова не прекратят борьбы до тех пор, «пока не добьются удаления Могукорова из станицы или же не изведут все их колено». В качестве доказательства непреклонности принятого решения Керзечь от имени всех остальных сторонников продолжения борьбы сказал, что решение их останется неизменно, даже «если бы сам государь» предложил им отказаться от него.

Став на такой путь, руководители движения начали готовиться к вооруженной борьбе. Они взяли строевых лошадей из станичного табуна, приказали своим сторонникам привести в порядок оружие и выставили на подступах к станице караулы.

Озлобленные и испуганные упорством подавляющей части населения станицы, дворяне во главе с Могукоровым забили тревогу. Они просили войсковую канцелярию «принять меры противу богохульных поступков бунтовщиков, неуважения ими законных властей и злонамеренных их замыслов».
Генерал Заводовский потребовал немедленно покончить с «гривенским вопросом» самыми суровыми мерами.
Привести в исполнение распоряжение Заводовского можно было лишь при условии применения военной силы. Однако разгром станицы Гривенской с ее адыгским казачьим населением вызвал бы крайне нежелательные последствия для русского правительства. В условиях развертывавшейся борьбы за Кавказ между Турцией и Россией это событие неизбежно должно было дать в руки соперничавших с Россией держав великолепный агитационный материал, который их агентура не преминула бы использовать в своей деятельности среди адыгов.
Сложившаяся обстановка требовала от царизма и его военной администрации на Кавказе разрешения гривенских событий без дальнейших осложнений.
Наместник Кавказа князь Воронцов счел возможным отступить от традиционной тактики поддержки адыгского дворянства и пошел на уступки. По его распоряжению в конце ноября 1846 г. в Екатеринодар были вызваны представители «враждующих партий», и Заводовский выслушав претензии «бунтарей», дал согласие на отстранение от занимаемых должностей всех ставленников Могукорова с предоставлением права обществу станицы Гривенскои избрать на их место других «по своему усмотрению».
Официальная декларация, опубликованная им по этому поводу, плохо прикрывала всю неловкость для кавказского командования финала гривенских событий. В ней говорилось: «Принимая во внимание просьбу жителей станицы Гривенскои и полагаясь на искренность раскаяния их, я прошу объявить жителям, что они в поступках их прощаются, но внушить им, чтобы они жили мирно, повиновались начальству и что справедливые жалобы их никогда не будут оставлены без рассмотрения и удовлетворения».
9 февраля 1847 г. при полном сборе станичного общества командированный в Гривенскую полковник Борзик прочел предписание князя Воронцова, в котором тот отстранял от управления станицей сторонников Могукорова и разрешал произвести перевыборы станичного правления. После этого торжественно были произведены «беспристрастные выборы новых станичных правителей».

Однако главное значение гривенских событий заключается в том, что бывшие адыгские крепостные решительно выступили против попыток феодального наступления на них со стороны дворянства в рамках войсковой организации Черноморского казачьего войска.
Судьба большей части адыгских рабов и крепостных, перешедших в Россию, где к концу первой половины XIX в. уже вызревали предпосылки для превращения страны в буржуазную монархию, была, несомненно, лучшей, чем судьба тысяч их собратьев, вывезенных своими владельцами в 1863—1864 гг. в Турцию.
В России, несмотря на произвол царской администрации, даже те унауты и пшитли, которые не были зачислены в казачье сословие, все же получали личное освобождение и избавлялись от крепостной зависимости.
По материалам :
( http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/198649/?print=true )
( http://budetinteresno.narod.ru/kraeved/adig_history_16.htm )


Небольшая справка, для внимательных :
Аул Адда :
въ татарскомъ аулѣ Адда, лежащемъ насѣверо-восточной косѣ Азовскаго моря. ( 19 лист)
http://iht.univ.kiev.ua/library/ks/1887/kievskaya-starina-1887-5-B-(3724-3750).pdf


101 год (1763 - 1864) - глобального террора против мусульман Кавказа.
Список названий черкесских, абхазских, убыхских и др. аулов, которые либо совсем уничтожены, либо название их сохранилось за населенным пунктом, но коренные жители были из них выселены:
Абази - был расположен на мысе Адлер (Адэлар)
Абин - разорен отрядом ген.Завадовского в 1838г., в феврале
Абуков аул
Агель (Агъэл)-рядом с а.Гривенским (Грунэхьабл)
.......
http://www.vislame.org/2013/01/01/

Стоп ! А это где ? Кто знает ? Пишите !!!

HutorLebedi@mail.ru